Законодательство. Интересное за год
Федеральные законы, постановления правительства и требования надзорных органов оказали влияние на порядок оформления продаж и учет оборота товаров. Давайте вспомним основные нововведения, повлиявшие на работу компаний.
Что изменилось в законодательстве в сфере торговли в 2021 году?
В 2021 году в законодательстве, регулирующем сферу ритейла, произошло немало изменений. Появились обязательные онлайн-кассы для Индивидуальных Предпринимателей, новый формат ФФД-1.2 для маркированных товаров, требования к фискальным документам, правила оформления публичной оферты и многое другое.
Отмена книги отзывов и предложений
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации посчитало этот канал коммуникации с покупателями неэффективным для розничных продавцов. Как интернет-магазины и оффлайн точки продаж могут принимать обратную связь от клиентов? Альтернативой привычной книге стали обращения по электронной почте и в мессенджерах, звонки на горячие линии и отзывы в социальных сетях.
Если ваш бизнес связан с оказанием услуг, книга отзывов и предложений по-прежнему должна быть в наличии и предоставляться клиенту по первому требованию. Если книги жалоб не будет, согласно ст. 14.4 КоАП штраф для ИП составит от 10 000 до 30 000 руб., для ООО — от 20 000 до 50 000 руб.
Письменный ответ на претензии
Вместе с тем изменился и порядок ответа на претензии. Согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 до 2021 года продавцы и изготовители не должны были письменно отвечать на претензии потребителей. Достаточно было только принять меры, установленные законом: вернуть денежные средства за некачественный товар или заменить его в соответствии с условиями гарантии. Теперь необходимо обязательно отвечать на претензии в письменном виде.
При этом претензией считается любое письменное обращение клиента с требованием, независимо от названия (жалоба, заявление) и оформления «шапки». Продавец или поставщик услуг обязан принять претензию к рассмотрению и отреагировать на нее в соответствии с Правилами торговли.
Изменение перечня товаров длительного пользования
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2463 изменило перечень товаров длительного пользования, для которых продавец не обязан предоставлять покупателю аналогичный товар на период гарантийного ремонта или замены такого товара.
В этот список добавили:
- электрические, газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи;
- ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
Ранее в перечень товаров были включены только электроприборы для приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели). Теперь список пополнился газовыми и комбинированными приборами.
Публичная оферта при дистанционной продаже
Согласно пунктам 17, 19, 21 «Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи» продавцам необходимо размещать в публичном доступе оферту. Текст оферты должен быть доступен на всех площадках, через которые ведется продажа: сайт, собственное приложение или социальные сети.
В обновленных Правилах продажи также появились требования к реквизитам, которые обязательно должны быть указаны в оферте: полное фирменное наименование (для индивидуальных предпринимателей это ФИО), номер ОГРН, адрес и контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты).
Подтверждение условий оферты
Ранее публичная оферта трактовалась как предложение, к которому мог присоединиться любой человек, выразивший такое желание посредством обращения к продавцу, оформления заказа или другим способом. В соответствии с новыми Правилами продажи условия сделки вступают в силу только после подтверждения продавцом, если это указано в тексте оферты.
Нововведение защищает продавца от невыгодных сделок, например, в случае ошибочного указания цены товара на сайте. Ранее факт оформления заказа подтверждал, что покупатель принял условия публичной оферты, и продавец был обязан передать товар на указанных условиях. Пункт 13 обновленного Постановления Правительства дает возможность продавцу подтвердить сделку или отказаться от нее. Покупатель больше не сможет требовать продать товар или услугу на условиях с сайта, ссылаясь на положения публичной оферты.
Новые правила оформления чеков
С 1 февраля 2021 согласно ч.17 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“» продавцы должны указывать в кассовом чеке и бланках строгой отчетности полное наименование.
Также обязательными реквизитами становится количество товара, работы или услуги, его количество, стоимость за единицу и общую стоимость. Указывать просто «товар» или «услуга» в наименовании даже небольшим торговым точкам нельзя. Можно использовать артикулы и сокращения, при этом общее количество символов в поле для наименования должно быть не более 128 символов — это стандарт операторов фискальных данных для передачи информации в ФНС.
Чтобы соблюсти данное требование, необходимо создать базу товаров в кассе. Способ обновления информации зависит от вида ККТ: некоторые модели поддерживают автоматическую загрузку из учетных систем, в другие придется вводить информацию вручную.
Новый формат ФФД-1.2
С 6 августа 2021 года при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке, необходимо обеспечивать формирование фискальных документов по новому формату ФФД-1.2. Введение нового стандарта регулирует Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Нововведение коснулось маркированных товаров из следующих категорий:
- лекарства;
- легкая промышленность;
- обувь;
- духи;
- табак;
- фототехника;
- шины.
Протокол ФФД-1.2 предполагает не только введение новых тегов и реквизитов в самом фискальном документе, но и определенную последовательность обмена данными при продаже маркированных товаров:
- Онлайн-касса формирует и отправляет запрос о коде маркировки в системе «Честный знак».
- Касса получает ответ на запрос с подтверждением валидности товара
- Касса через ОФД отправляет уведомление о выбытии товара
- В ответ приходит квитанция на уведомление, то есть подтверждение того, что выбытие зафиксировано в системе маркировки.
После перехода на ФФД-1.2 появились определенные требования к фискальным накопителям и онлайн-кассам для магазинов и других бизнесов. Они должны поддерживать новый формат. При этом допускается использовать фискальный накопитель, не работающий с ФФД-1.2, но новую ККТ и накопитель, не отвечающие законодательству, зарегистрировать уже не получится.
Обязательное использование онлайн-касс для ИП
1 июля 2021 года закончилась последняя отсрочка по онлайн-кассам для индивидуальных предпринимателей. Она действовала для ИП без наемных работников, которые продавали товары собственного производства или работали в сфере услуг.
Теперь использовать онлайн-кассы для фискализации платежей необходимо всем ИП за исключением небольшого списка отдельных категорий.
К таким видам деятельности относится:
- Сдача жилья в аренду
- Торговля сезонными овощами и фруктами выращенными в собственном хозяйстве
- Торговля с необустроенных мест
- Торговля мороженым, газетами и журналами в киосках
- Реализация изделий народных промыслов
- Ведение деятельности в труднодоступной или отдаленной местности
Если ИП работает без кассы, принимает наличную и безналичную оплату и не соблюдают кассовую дисциплину, ему грозят штрафы от 10000 рублей до приостановки деятельности.
В 2021 году вступили в силу многие давно ожидаемые изменения в законодательстве. Не забывайте отслеживать нововведения, чтобы ваша деятельность всегда отвечала актуальным требованиям. Своевременное обновление программного обеспечения для вашего оборудования в соответствии с законодательными нормами мы возьмем на себя.